WWW.GOLKOM.RU   Добавить в Избранное


БИБЛИОТЕКА ПРИРОДЫ
информационный портал

Главная  Новости  Каталог  Книги  КМЭ  Форум

ТУ  Гербарий  Golkom-Balance  Golkom-Post

 
Регистрация:

Краткая медицинская энциклопедия


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Смерть

Перейти к следующей статье 'СМЕРТЬ КЛИНИЧЕСКАЯ'Перейти к предыдущей статье 'СМЕРТНОСТЬ'СМЕРТЬ - необратимое прекращение жизнедеятельности организма. У теплокровных животных и человека связана прежде всего с прекращением дыхания и кровообращения.

Различают так наз. клиническую и биологическую, или истинную, смерть. Клиническая С. является обратимым этапом умирания, к-рый продолжается в течении нескольких минут после прекращения кровообращения и дыхания. Обратимость ее в основном зависит от степени гипоксических изменений нейронов головного мозга. Продолжительность пребывания человека в состоянии клинической С. в условиях обычной температуры тела не превышает 8 мин, в условиях гипотермии (см. Гипотермия искусственная) она может быть увеличена. Наступлению клинической С. предшествуют предагональное состояние (постепенное снижение АД, угнетение сознания и электрической активности мозга, тахикардия, сменяемая брадикардией, нарушение стволовых рефлексов), терминальная пауза (временная задержка дыхания и брадикардия вплоть до периодически наступающей асистолии) и агония (см. Терминальные состояния).

Биологическая смерть - необратимое прекращение физиол. процессов в клетках и тканях, при к-ром реанимационные мероприятия безуспешны. Достоверными признаками наступившей смерти являются посмертные изменения (см. Труп). Естественнонаучные аспекты смерти как биологического феномена исследует комплекс биологических и медицинских дисциплин, ведущее место среди к-рых занимают реаниматология, патологическая физиология и патологическая анатомия.

В судебно-медицинском отношении различают смерть насильственную и ненасильственную. Насильственная С. наступает в результате воздействия на организм различных факторов окружающей среды - механических, физических, химических, термических и т. д. (убийство, самоубийство, несчастный случай); ненасильственная - вследствие различных заболеваний, глубокой недоношенности новорожденного, а также в финале физиологического старения. Экспертиза при насильственной С. входит в компетенцию судебно-следственных органов и осуществляется только ими.

С точки зрения диалектического материализма С. является необходимым и существенным моментом жизни. Как подчеркивал Ф. Энгельс, "... отрицание жизни по существу содержится в самой жизни, так что жизнь всегда мыслится в соотношении со своим необходимым результатом... - смертью" (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, с. 610). Поскольку С. неразрывно связана с жизнью, то в процессе биол. эволюции механизмы умирания также подвергаются эволюционным изменениям.

Человек как высшая ступень эволюционного развития жизни генетически связан с другими живыми существами и имеет с ними много общих черт (в т. ч. и некоторые биол. механизмы старения и смерти), но в то же время принципиально отличается от них, в частности наличием сознания. Поэтому человек в отличие от других живых существ сознает свою смертность. Причем смерть для человека выступает не только в качестве природного феномена, но прежде всего как явление социально значимое, включенное в сложный контекст законов человеческого общежития.

Уже на самых ранних этапах развития человеческого общества складываются особые социальные нормы, регламентирующие как формы общения с умирающим человеком, так и способы захоронения трупа. Одновременно в мифологии происходит осознание смысла смерти, связи умерших и живых, формы существования после смерти. В этом отношении характерен пример древних египтян, к-рые рассматривали жизнь как этап на пути к загробному существованию и придавали огромное значение сооружению гробниц (пирамид), разработке методов бальзамирования трупов и др. В культуре многих народов важное место занимали представления, связанные с культом умерших предков, их влиянием на судьбу живых людей, переселением душ после смерти, бессмертием.

Развитие античной философии как формы рационального (в противоположность мифологическому) осмысления наиболее общих проблем человеческого существования позволило более глубоко подойти к пониманию смерти. Показательно, что порой противоположные мнения о существовании души, загробной жизни и др. использовались с одной и той же целью - разумного примирения человека со смертью. Сократ, Платон и Аристотель пытались помочь преодолеть страх перед смертью, отстаивая тезис о бессмертии души. Цицерон, по-своему переосмыслив это учение, убеждал, что умершие "живы и притом живут той жизнью, которая одна только и заслуживает названия жизни". Эпикур и Лукреций пытались освободить человека от страха смерти, доказывая противоположное: душа гибнет вместе с телом, поэтому человек смерти как таковой никак не воспринимает, а следовательно, ее ему и не нужно страшиться.

Христианская религия, провозглашая веру в загробную жизнь (воскрешение), в определенной степени освобождает человека от страха смерти, замещая его страхом перед наказанием (карой) за совершенные при жизни грехи. Подобный подход к пониманию смерти содержит в себе основание моральной оценки поступков человека, различения добра и зла, воспитывает чувство ответственности перед лицом смерти за совершенные поступки. Девиз античных философов-стоиков "Memento mori!" ("Помни о смерти!") выступает важным побудительным стимулом нравственного поведения в христианской этике, влияние к-рой не ослабевает и в современном мире.

В противоположность религиозному пониманию смерти уже в средние века и особенно начиная с эпохи Возрождения развивались материалистические тенденции, существенно подрывавшие догматы христианства о смерти и бессмертии человека, чуде его воскрешения. Особую роль в этом процессе сыграло развитие естествознания, в т. ч. биологии и медицины. Однако метафизический и механистический материализм эпохи Возрождения и Нового времени с его отрицанием идеи бессмертия души и нравственной значимости смерти порою приводил и к отрицанию нравственной сущности человеческой жизни, формированию представлений о вседозволенности и оправданию поведения, исходящего из принципа "после нас хоть потоп".

Противоречия метафизического (как идеалистического, так и материалистического) понимания смерти в связи с решением вопроса о бытии бога и бессмертии души были детально проанализированы Кантом (I. Kant). Он показал противоречивость всех разработанных христианскими богословами рациональных доказательств бытия бога и представлений о бессмертии души, воскрешении, каре за грехи и др. В мете с тем с точки зрения морали Кант считал необходимым для каждого вести себя таким образом, как будто нас безусловно ожидает иная жизнь и при вступлении в нее важное значение будет иметь моральное состояние, в соответствии с к-рым мы закончим нынешнюю. Такое акцентирование на моральной стороне проблемы смерти и бессмертия человека, прямо или косвенно противопоставляемое ортодоксальным религиозным подходам, получило широкое распространение в буржуазной философии 19-20 вв.

В резком противопоставлении рационалистическому подходу (как материалистическому, так и идеалистическому) к пониманию смерти формировались иррационалистические представления о жизни и смерти человека. Лейтмотивом этих представлений стал пессимистический вывод, что жизнь есть бесконечное повторение того, чему лучше было бы вовсе не быть, что цель ее не в счастье, а в страдании, а следовательно, смерть оказывается главной ее истиной, по крайней мере для человека, способного предвидеть и ожидать ее. Жизнь с этой точки зрения бессмысленна. Признание бессмыслицы в качестве главного смысла жизни и смерти характерно для одного из самых модных философских течений 20 в. - экзистенциализма.

В основе марксистского понимания проблемы смерти лежит представление о социальной сущности человека как индивида и личности, о его связи с обществом и человечеством в целом. Единство противоположностей личного и общественного (вернее, их мера, изменяющаяся на разных этапах истории и в разных общественно-экономических формациях) определяет ценность человеческой жизни. Эта ценность не является надличной или надобщественной, но диалектически объединяет цели и смысл жизни человека и общества, к-рые могут находиться в непримиримом противоречии в досоциалистическую эру и должны все более совпадать по мере приближения общества к коммунистическому будущему. Движение к нему - это постоянное изменение меры личного и общественного; это все более ярко выраженная индивидуализация личного и вместе с тем ее единение с обществом, его целями и смыслом его существования и развития; это, следовательно, постоянная устремленность в будущее, к-рая придает смысл и ценность человеческой жизни.

Непонимание диалектики личностного и общественного, приводящее к их метафизическому противопоставлению, характерно для подхода к проблеме смерти ряда современных буржуазных философов. Показательной в этом плане является постановка вопроса о праве на смерть, обсуждающегося в западной философской и научной литературе. При этом сталкиваются две противоположные позиции: признание, с одной стороны, неограниченности свободы личности в решении этих вопросов, а с другой - ее полной подчиненности общественным и государственным интересам. Человек, как и любое другое живое существо, смертен, и смерть является неизбежным моментом его существования. Фрейд (S. Freud) мистифицировал этот факт, введя представление о существовании особого "влечения" к смерти.

Не фантастические грезы и надежды, не панические отрицательные эмоции и болезненная психическая напряженность перед лицом смерти, а честный и мужественный подход к ней личности, мудро решающей для себя эти вопросы как относящиеся к органической части индивидуальной жизни, - вот та философская основа, к-рую утверждает марксизм, отнюдь не прибегающий к поверхностному оптимизму при осмыслении проблемы смерти. Действительно, сознание того, что умирает индивид, а личность не умирает полностью, что она живет в делах и памяти потомства, может нас нравственно примирить со смертью. Марксизм утверждает значимость и неповторимость каждой отдельной человеческой жизни, он не отрицает другой - индивидуальной стороны проблемы смерти, к-рая остро переживается личностью. В этом переживании присутствует трагизм личного соприкосновения со смертью, не устраняемый философией, даже самой оптимистической. Поэтому не поверхностный оптимизм, а реализм, точнее научный, реальный гуманизм, утверждается марксистской философией в качестве основы подхода к вопросам смерти и бессмертия. Философский подход не дает окончательных решений, пригодных для всех и каждого в любой, всегда чрезвычайно индивидуальной ситуации столкновения с фактом смерти близкого существа или приближающейся неизбежности собственного ухода из жизни. Но такой подход ясно обозначает общую мировоззренческую позицию для решения этих вопросов, столь несхожих и неповторимых в интеллектуальном и эмоциональном планах для каждой личности.

Смертность человека, неповторимость его индивидуального бытия налагает на личность особую нравственную ответственность. В основе этого нравственного чувства лежит не страх перед наказанием за грехи в "загробном царстве", но прежде всего ответственность перед собственной общественной сущностью. Она формируется в процессе осознания того факта, что бытие человека, его поступки и дела приобретают независимое от него существование, поэтому они всегда необратимы и часто непоправимы. От того, в какой степени дела человека соответствуют общественным нормам гуманности, зависит необходимое для каждой нравственно развитой личности ощущение целесообразности, значимости для других и (как необходимое следствие) осмысленности и оправданности для самого себя своего собственного существования.

Осознание конечности, неповторимости бытия каждого человека - источник чувства ответственности как за жизнь другого человека (что особенно необходимо медику), так и за свою собственную жизнь. Современная наука не дает веских оснований для надежд на преодоление смерти. К тому же возможное влияние подобного достижения на развитие культуры, если допустить его осуществимость, еще мало изучено и не может быть однозначно определено как прогрессивное. Гораздо важнее перед лицом смерти как закономерного и необходимого явления развивать в человеке чувство ответственного отношения к жизни. Проблема продления человеческой жизни в этой связи должна рассматриваться как важная научная и социальная цель. Причем важна не сама по себе длительность существования, но именно социальная продолжительность жизни, в к-рой условия жизни и ее общественная ценность играют определяющую роль.

Процесс социального старения человека может быть нормальным, когда оно происходит естественно, по мере расходования резервов человеческого организма. Но зачастую оно является патологическим в результате негативных воздействий, ускоряющих естественные процессы старения. Поэтому первой и основной является задача сведения до минимума причин, приводящих к патологическому социальному старению. Эта задача совпадает с более общими социальными задачами по такому переустройству общества, к-рое обеспечивало бы человеку нормальные условия существования.

Право на здоровье является в социальном плане исходным в утверждении права на жизнь, тем более долгую, чем более эффективно реализуются все биол. резервы человека. Необходимость продолжения жизни перед лицом ее естественной ограниченности представляет собой не только важную общественную, но и личную задачу каждого человек ка. Что бы ни обещала наука (в частности, макробиотика - учение о продлении жизни) сегодня и в будущем, всегда остается в силе мудрое изречение римского философа Сенеки: лучший способ увеличения продолжительности жизни - это не укорачивать ее. Интересную закономерность в этом плане подметил Кант, к-рый считал, что всего долее живут в том случае, если всего менее заботятся о продлении жизни, но соблюдают, однако, разумность, дабы не сократить ее каким-либо неосторожным вмешательством в целесообразно организованную жизнедеятельность организма. Кроме соблюдения общегигиенических правил, должного уровня двигательной и психической активности, значительное влияние на продолжительность человеческой жизни оказывают личностные установки, включая понимание смысла жизни, ее цели и нравственно-этическую оценку. Вопрос о жизни и смерти подчас зависит от состояния духа человека, от того, считает ли он сам необходимым и оправданным свое собственное существование.

В медицине в связи с пересадкой жизненно важных органов, и прежде всего сердца (см. Пересадка органов и тканей), особенно острой является проблема неповторимости и уникальности каждой личности. Интересы "реципиента" требуют взятия материала для пересадки в кратчайшие сроки после наступления смерти. Интересы "донора" противоположны: они требуют максимальных затрат (в т. ч. и временных) на реанимационные мероприятия с целью реализации всех возможностей возвращения человека к жизни. Поэтому необходимы строгие научные критерии констатации смерти, базирующиеся на высоких моральных принципах, учитывающих безусловную ценность жизни каждого больного, в т. ч. и обреченного, по мнению врача, на неизбежную смерть. С моральной точки зрения, ни один больной не может рассматриваться в качестве "потенциального донора" жизненно важных органов, пока не констатирована биологическая смерть.

Признание ценности и неповторимости жизни каждого человека должно определять поведение медика у постели умирающего. Совершенно недопустимо отказывать безнадежному больному во внимании и уходе, ссылаясь на интересы тех, кому медпомощь еще может принести пользу. Подобная душевная черствость ускоряет гибель больного, усугубляет его нравственные муки перед лицом приближающейся смерти и, что не менее важно, является для родственников умирающего и окружающих больных серьезным психотравмирующим фактором. Неправомерна также и эйтаназия - умышленное ускорение летального исхода из ложно понимаемого чувства гуманности.

Феномен смерти не обессмысливает жизнь, он подчеркивает ценность, смысл и сущность человеческой жизни, освещенной светом разума. Именно в сфере разума и гуманности в наивысшей степени проявляются сущность человека и его перспективы. В. И. Ленин писал: "Человеку нужен идеал, но человеческий, соответствующий природе, а не сверхъестественный... " (В. И. Ленин. Поли. собр. соч. т. 29, с. 56). Марксистская философия и основывающийся на ней реальный гуманизм дают такой идеал, определяющий смысл человеческой жизни в ее индивидуальных, личностных и общечеловеческих социальных параметрах. Этот идеал утверждает диалектическую взаимосвязь индивида и рода, смерти и бессмертия человека.


Краткая Медицинская Энциклопедия, издательство "Советская Энциклопедия", издание второе, 1989, Москва


Поделитесь в социальных сетях:








Рейтинг@Mail.ru
Главная  Новости  Каталог  Книги  КМЭ  Форум

ТУ  Гербарий  Golkom-Balance  Golkom-Post


Copyright © 2002-2017 "Библиотека природы"
По вопросам размещения рекламы на сайте: info@golkom.ru


Rambler's Top100