WWW.GOLKOM.RU   Добавить в Избранное


БИБЛИОТЕКА ПРИРОДЫ
информационный портал

Главная  Новости  Каталог  Книги  КМЭ  Форум

ТУ  Гербарий  Golkom-Balance  Golkom-Post

 
Регистрация:

Перейти к следующей новости ' ||ПИТЬ ИЛИ НЕ ПИТЬ? ВОТ В ЧЕМ ВОПРОС... Все-таки январь - месяц уникальный. Полмесяца -сплошные праздники, да еще в свойственной для многих наших соотечественников манере - расслабляться на полную катушку. Потом еще полмесяца страна приходит в себя, не самыми добрыми словами поминая череду обильных застолий, сопровождаемых у некоторых россиян перманентным похмельным синдромом.'Перейти к предыдущей новости ' ||ЧТО ТАКОЕ АСТЕНО-НЕВРОТИЧЕСКИЙ СИНДРОМ? 'Родственнице поставили диагноз 'астено-невротический синдром'. Лечение назначили - пьет успокоительные, только ничего не знает об этом заболевании и его причинах'.'Новости

ГЕН ГЕНИАЛЬНОСТИ СУЩЕСТВУЕТ?

ГЕН ГЕНИАЛЬНОСТИ СУЩЕСТВУЕТ? Фото sciencemagic.ru - Новости - Библиотека природыИсточник: газета Столетник №1 (105) январь 2011 г.

Почему у пожилых родителей чаще рождаются талантливые дети? Почему мальчики больше похожи на своих матерей, а дочери - на отцов? Правда ли, что наши способности предопределены генетически? Существует ли вообще пресловутый "ген гениальности" и всегда ли результат генетического сбоя является "приговором"?

В этих и других вопросах помогает разобраться эксперт "Столетника", научный сотрудник Института современного детства, врач-психофизиолог Алексей Владимирович НОВИКОВ.

- Существует расхожее мнение: талантливых людей больше среди мужчин, чем среди женщин.

- С точки зрения генетики действительно расхожее. Объяснение здесь иное: исторически сложилось так, что мужчина всегда был более активен социально. А коли так, то и проявить себя он может в большей степени, чем женщина. С другой стороны, женщина сегодня тоже активно "наверстывает упущенное", и именно обратной стороной этого процесса стала мужская "феминизация". Мальчики все чаще развиваются по женскому психологическому типу. Но процесс этот, как я уже рассказывал, не генетический, а социальный.

- Считается, что девочки больше похожи на отцов, мальчики - на матерей.

- Таких детей даже называют "королевскими". Но с точки зрения генетики здесь нет закономерностей. Дело, скорее, в психологических привязанностях, которые появляются между ребенком и родителями. А форму поведения ребенок "считывает" с них. С кем он больше общается, ту форму он и будет "выдавать". Можно, конечно, сказать, что любая модель поведения сопровождается определенными биохимическими реакциями, основанными на формах клеточного реагирования. Конечно, можно найти определенный генетический вклад в ситуациях с "королевскими детьми". Но несравнимо больше здесь работают "взрослые" обстоятельства и детская восприимчивость.

- Другое устоявшееся мнение: у пожилых родителей часто появляются одаренные дети.

- Это действительно так. Но когда под такие наблюдения пытаются подвести статистику, то исследования с научной точки зрения получаются недостоверными.

Есть вполне разумное "негенетическое" объяснение такому феномену. В процессе жизни в организме человека формируются определенные приспособительные механизмы, которые по наследству не передаются, но помогают человеку в воспитании ребенка. Тот опыт и мудрость, которые человек накапливает в течение жизни, передаются не генетическим путем, а культурным историческим. Иначе говоря, надгенетическим. Поэтому и значение правильного воспитания своих детей у родителей с возрастом повышается. Пожилой человек вообще менее реактивен и более внимателен. То, что молодые родители по своей неопытности пропустят, более пожилые скорее заметят, оценят и поддержат. А потому и взаимность между пожилым родителем и ребенком гораздо ближе.

- Правда ли, что наши способности заложены генетически?

- Наглядны исследования, которые были проведены на детях спортсменов. Они показали, что, например, организация мышечной ткани ребенка отца-тяжелоатлета несколько иная, чем у ребенка обычных родителей. Из этого можно сделать вполне определенный вывод: да, ребенку передается приспособительный признак, возникший у родителя. Но механизмы этой передачи до сих пор неизвестны.

- Еще немного - и будет доказано существование гена гениальности?

- Предположим, что ген гениальности существует. Значит, он должен реализоваться в человеке в какой-то творческой форме. Но на пути к этой реализации (иначе говоря, на пути усиления этого гена) стоит множество "посредников", биохимических и социальных. Реализация гена гениальности - это определенная "лотерея". Или, если хотите, счастливое стечение обстоятельств. Например, где человек скорее найдет возможности для творческой реализации - в городе или в деревне? Ответ очевиден: в городе таких возможностей гораздо больше. С другой стороны, в городах мало здоровых людей. И, что самое печальное, здоровых детей. А ведь любое нарушение здоровья способно такой ген подавить. Здоровье связано с нормальной работой обмена веществ - этим основополагающим фактором первичной реализации генетической информации. Поэтому считается, что лучше жить на природе и дышать свежим воздухом. Но "на природе" у человека нет социальных возможностей для творческой реализации. Здоровье и доступность образования, возможности пробы и применения разносторонних наклонностей - основополагающие вещи для реализации гена гениальности - должны быть сбалансированы. Видите, опять генетика упирается во вполне "бытовые" проблемы...

- Существуют ли не психологические, а научные возможности выявлять способности ребенка?

- Универсальных тестов нет. Но есть определенные методики, позволяющие достаточно точно сказать, будет ли ребенок успешен в той сфере деятельности, куда его решили "определить" родители. Например, исследования по ритму сердца. Такие исследования проводят сначала до занятия - занятия пением, танцами, музыкой, -и сразу после. Если у ребенка будет полное нарушение приспособительных механизмов, наступит резкое утомление, то, значит, занимается он не своим делом. Исследования эти можно проводить в любом возрасте, а по их показаниям подбирать более близкую сферу деятельности. Но, главное, такие тесты позволяют защитить ребенка от необдуманного желания родителей "заставить" заниматься нелюбимым делом. Тесты позволяют не сделать малыша несчастным и больным.

Такие методики потому и появились, что сегодня слишком много часто болеющих детей. И очень важно было бы заранее собрать информацию об их функциональных резервах и стрессоустойчивости. В итоге им нашлось бы более широкое применение.

- Если ребенок занимается нелюбимым делом, можно ли говорить, какие системы организма от этого пострадают в первую очередь?

- Можно. В таких случаях нарушаются процессы приспособительного реагирования. Эти процессы основаны на работе желудочно-кишечного тракта. Он и страдает в первую очередь. Сначала это проявляется в виде спазмов, болей, недомоганий и потери аппетита. А со временем возможны язвы, холециститы. Поскольку страдает и двенадцатиперстная кишка, то потом пострадают и почки.

Первые проявления таких недомоганий мы видим в 3 года, когда ребенка ведут в детский сад, а он начинает постоянно болеть. Это связано с тем, что в 2,5-3 года дети преодолевают один из кризисов своего развития. И в этот период у них возникает потребность в родных людях, в индивидуальной с ними близости. А их приводят, во-первых, к незнакомым людям, в незнакомую ситуацию, во-вторых - в коллектив. Но требуется-то в такой период индивидуальность! Поэтому правильное решение - либо отдавать в детский сад раньше, в 1,5 -2 года, либо позже. И еще нюанс: лучше отдавать ребенка в такой детсад, где большие группы. В маленький коллектив ребенку войти тяжелее. В больших же дети более открыты.

- Вы работаете с детьми, страдающими серьезными наследственными заболеваниями. Способна ли современная медицина корректировать результаты подобных генетических сбоев?

- Она учится. И не только корректировать, но и делать жизнь пациента полноценной. Конечно, далеко не всегда. Но даже при болезни Дауна современная медицина научилась значительно продлевать жизнь пациенту - до 30-40 лет. Хотя еще совсем недавно среди таких больных была высокая смертность в значительно более раннем возрасте. Характерно, что очень часто смерть наступала после второй пневмонии. Если первой пневмонии организм с практически отсутствующим иммунитетом хоть как-то мог противостоять, то со второй справиться был бессилен. Выяснили, почему вообще больные с синдромом Дауна были подвержены так называемой аспирационной пневмонии. Она наступала у таких детей в результате... кормления. Если коротко, то воспалительный процесс вызывался кусочками пищи, попадавшими в дыхательные пути в результате срыгивания. Научились правильно кормить, научились выхаживать - и проблема пневмонии исчезла. А в результате увеличилась и продолжительность жизни.

Но при некоторых наследственных заболеваниях медицина продвинулась еще дальше. Например, синдром Тричера Коллинза - патология, связанная с развитием скелета лица и недоразвитием ушных раковин. Слуховой канал в таких случаях у человека сформирован, но закрыт "нештатной" костной мембраной. Эту мембрану научились убирать, а ушные раковины стали формировать пластические хирурги. В результате такие люди нормально слышат, разговаривают, ведут полноценную жизнь. Единственная их особенность - длинные волосы, скрывающие искусственно сформированные уши.

Главная задача медиков здесь - провести операцию на ранних этапах. Чтобы человек был способен слышать речь. И тогда он будет нормально развиваться.

Но более важным достижением современной медицины можно считать другое. Доказано, что в огромном количестве случаев наследственной патологии у ребенка происходит всего-навсего задержка развития. По-другому течет его биологическое время. И такие дети требуют к себе специального подхода. Если малышу дать возможность развиваться соответственно "его времени", то у него появляются все шансы вырасти полноценным человеком. Это касается, например, больных аутизмом. Да, по медицинским тестам возраст такого ребенка в 3 года будет соответствовать 6 месяцам. Но если есть возможность аккуратно и внимательно, с учетом критических периодов, стимулировать развитие, то прогресс будет! Догонит такой ребенок в итоге своих сверстников и по медицинским, и по интеллектуальным показателям. Проблема в другом: перед медициной стоит задача выработать критерии в лечении таких детей. Потому что четко сформулированных подходов до сих пор нет.

Беседовал Серафим БЕРЕСТОВ



Предыдущая новость Все новости Следующая новость

Текущая новость: "ГЕН ГЕНИАЛЬНОСТИ СУЩЕСТВУЕТ?"


Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115





Рейтинг@Mail.ru
Главная  Новости  Каталог  Книги  КМЭ  Форум

ТУ  Гербарий  Golkom-Balance  Golkom-Post


Copyright © 2002-2017 "Библиотека природы"
По вопросам размещения рекламы на сайте: info@golkom.ru


Rambler's Top100