Перейти к следующей новости ' ||ВИСМУТ (Bismuthum). Bi - элемент V группы периодической системы элементов Д. И. Менделеева. Пор. номер 83, ат. масса (ат. вес) 208,98, вал. +3, +5, реже +1, +2, +4, -3. Известен один стабильный и 20 радиоактивных изотопов.'Перейти к предыдущей новости ' ||ОПУХОЛЬ ВИЛЬМСА (M. Wilms; син.: нефробластома, аденосаркома, аденомиоцистосаркома, эмбриональная опухоль почки). Злокачественная смешанная опухоль почки дизонтогенетического происхождения. Встречается преимущественно у детей, чаще в возрасте от 1 года до 5 лет; описаны случаи опухоли Вильмса у новорожденных и даже мертворожденных.'Новости

Инфекционные агенты, относящиеся к наиболее простым формам жизни, не имеющие клеточного строения; открыты Д. И. Ивановским (1892).

Вирусы распространены повсеместно и поражают человека, животных, растения и бактерии. К вирусным заболеваниям человека относятся грипп, корь, эпидемический паротит, краснуха, полиомиелит, оспа, вирусные энцефалиты, герпес, желтая лихорадка и некоторые другие инфекции. Бешенство, ящур и лошадиные энцефалиты - вирусные заболевания, общие для людей и животных. Открытые в последние годы вирусы Коксаки, вирусы ECHO , арбовирусы , аденовирусы , парагриппозные вирусы и риновирусы оказались этиологическими факторами разнообразных клинических синдромов, при которых наблюдается преимущественное поражение тех или иных систем организма.

Источником заражения вирусным заболеванием служит, как правило, больной организм или здоровый вирусоноситель. Заражение может произойти как при непосредственном контакте здорового с больным или вирусоносителем, так и через загрязненные предметы, пищу и воду. Ряд вирусных инфекций (некоторые энцефалиты, геморрагические лихорадки и другие трансмиссивные вирусные болезни) передается клещами и комарами. Естественное или искусственное инфицирование вирусами сопровождается выработкой иммунитета различной напряженности и длительности.

Рис. 1. Вирус гриппа А-2; сферические и нитевидные формы (Х65 000).

Рис. 2. Аденовирус обезьян (х100 000).

Вирусные частицы - отдельные особи вирусов - носят название элементарных телец, вирионов, в п рос пор. Вирпонам различных вирусов свойственна определенная форма, чаще всего сферическая (рис. 1 и 2), палочковидная или форма сферического тела с отростком.

У многих вирусов изучена субмикроскопическая и химическая структура. Установлено, что они имеют специфическую упорядоченную структуру. Обязательные составные части элементарных телец вирусов - нуклеиновая кислота и белок, которые у наиболее мелких вирусов (полиомиелита, Коксаки, ECHO) являются единственными компонентами; у более крупных вирусов обнаруживаются также липиды, углеводы, ферменты. Нуклеиновая кислота расположена в вирионе центрально и заключена в белковую оболочку, или капсулу. Место концентрации нуклеиновой кислоты в вирусах называют нуклеоидом, или ядром вируса (рис. 3). Один из важнейших признаков вирусов, отличающий их от других организмов, - содержание в них только одного типа нуклеиновой кислоты - РНК или ДНК. Вирусы растений содержат РНК, вирусы человека и животных - РНК или ДНК, бактериофаги - ДНК (большинство фагов) или РНК. Содержание нуклеиновой кислоты у различных вирусов колеблется: у вирусов с РНК (РНК-овых) - от 0,8 до 40%, у вирусов с ДНК (ДНК-овых) - от 7 до 40 %. Так, вирусы гриппа содержит 0,8% , полиомиелита - 25% , ящура - 40% РНК; вирусы осповакцины содержит 7,8%, аденовирус (5-й тип) - 30% ДНК.

Рис. 3. Срез через элементарную частицу вируса осповакцины: видны капсула и центрально расположенный нуклеоид (Х200 000).

Капсула, или белковая оболочка, вируса построена из субъединиц - капсомеров, или белковых молекул, уложенных в определенном порядке, обусловливающем тип симметрии вируса Капсула палочковидных вирусов характеризуется спиральным типом симметрии (вирус табачной мозаики), капсула сферических вирусов - кубической симметрией (вирус полиомиелита, герпеса, полиомы). Для некоторых вирусов установлено число капсомеров.

Рис. 4. Вирус герпеса: а - элементарная частица; стрелками обозначены отдельные капсомеры (электронная микроскопия); б- модель вируса, построенная из 162 шаров.

Так, капсула вируса табачной мозаики состоит из 2130 белковых субъединиц, герпеса - из 162 (рис. 4), аденовируса (5-й тип) - из 252, вируса полиомы - из 42 субъединиц. Каждая субъединица представляет собой блок, состоящий из одной или нескольких белковых молекул. Благодаря строгой упорядоченности структуры вируса некоторые из них (вирус табачной мозаики, полиомиелита, Коксаки) удалось получить в кристаллическом виде.

Процесс размножения вирусов в клетке проходит в несколько этапов и по своему механизму резко отличается от размножения других организмов. Сначала в результате взаимодействия клеточных рецепторов с поверхностью элементарной частицы вирусы адсорбируется на клетке. После этого происходит виропексис - заглатывание клеткой вириона по типу фагоцитоза. Попав в клетку, вирион распадается (дезинтегрирует) на составные части. После этого вирусов в клетке на протяжении нескольких часов обнаружить не удается. Освобожденная в результате дезинтеграции вириона нуклеиновая кислота включается в обменные процессы клетки, вследствие чего в различных участках ее образуются составные части вируса. На модели вирусов табачной мозаики показано, что нуклеиновая кислота и белковая капсула вируса формируются порознь и конечный этап сводится к "сборке" уже готовых компонентов. Поэтому способ размножения вирусов был назван дезинтегративным, или дисъюнктивным (Ш. Д. Мошковский). Одни вирусы (аденовирусы, вирус герпеса, полиомы и др.) формируются в ядре клетки, другие (вирус осповакцины и др.) - в цитоплазме.

Рис. 5. Клетки Нер-2, зараженные вирусом кори; внутриядерные включения обозначены стрелками (Х9000).

При заражении клеток организма или культур тканей одновременно двумя вирусами возможен вариант, при котором один вирус оказывает такое действие на клетки, что в них подавляется размножение другого вируса Это явление получило название вирусной интерференции. Установлено, что один из факторов, объясняющих механизм интерференции, заключается в выделении клетками низкомолекулярного белка интерферона , оказывающего ингибирующее действие на различные вирусы.

В процессе выращивания, а также при различных физических и химических воздействиях вирусы могут изменять вирулентность. Особенно отчетливо это проявляется при длительном выращивании вируса в культуре ткани вне организма. Пользуясь подобным методом ослабления вируса, удалось получить высокоэффективные профилактические вакцины против желтой лихорадки и полиомиелита. Вирусы с измененными свойствами могут быть получены и воздействием различными хим. веществами (так наз. мутагенами) in vitro нанативные вирусные частицы или их очищенные нуклеиновые кислоты.

Большинство вирусов человека и животных обладает способностью склеивать (агглютинировать) эритроциты определенных видов млекопитающих и птиц. Для одних вирусов (вирус гриппа, эпидемического паротита) круг этих животных оказался довольно широким, для других (вирус трансмиссивных энцефалитов, кори, кишечные и аденовирусы) - весьма ограниченным.

Многие вирусы (гриппа, осповакцины, орнитоза и др.) обладают токсическими свойствами, вызывая гибель животных при введении им больших количеств вируса Токсины большинства вирусов неотделимы от вирусных частиц. Вирусы по-разному относятся к физическим и химическим воздействиям. Высокая температура для них губительна, при низкой же они хорошо сохраняются. Почти все возбудители вирусных заболеваний человека и животных гибнут при t° 60° в течение 30 мин. Большинство вирусов быстро погибает как в кислых, так и в щелочных растворах. Фенол, лизол, формалин, марганцовокислый калий и другие химические вещества обезвреживают вирусы В отличие от бактерий, вирусы не чувствительны к антибиотикам, за исключением вирусов группы лимфогранулемы - орнитоза, условно относимых к вирусам

Попытки систематизировать вирусы делались не раз, но и сейчас еще классификация вирусов не может считаться окончательной. По мнению большинства исследователей, вирусы- живые существа и к ним применимы понятия вида и принципы линнеевской бинарной номенклатуры. Эти принципы и положены в основу их классификации и номенклатуры, предложенных в. М. Ждановым и С. Я. Гайдамович (1962). Среди живых организмов в. выделены в самостоятельное "царство" Vira. Соответственно двум типам нуклеиновой кислоты в. подразделяются на два класса - РНК-овые и ДНК-овые. в класс РНК-овых вирусов входят следующие группы вирусов: вирусы растений, пикорнавирусы (энтеровирусы, риновпрусы, вирусы ящура и гепатита), арбовирусы (вирусы, переносимые членистоногими), вирусы опухолей и лейкемии, миксовирусы (вирус гриппа, парагриппа, паротита, кори, респираторно-синцитиальный и др.). В класс ДНК-овых вирусов входят группы: папова вирусы (вирус полиомы, папилломы человека, вакуолизирующий вирус OB40 и др.), аденовирусы, нитавирусы (вирус герпеса, бешенства, цитомегаловирусы), вирус оспы (вирус натуральной оспы, вакцины и оспы животных), бактериофаги и вирусы насекомых. В каждой перечисленной группе вирусов различают семейства, роды, виды и разновидности.

Т. Бектемиров, Ю. Федорова.

Текущая новость: "ВИРУСЫ (от лат. virus - яд; син.: фильтрующиеся вирусы, ультравирусы, инфрамикробы)"