Перейти к следующей новости ' ||НЕРВЫ (латынь nervi). В составе нервов одни нервные волокна проводят раздражения с периферии в головной и спинной мозг, по другим волокнам импульсы из ц. н. с. следуют к органам. Более крупные нервы называют нервными стволами. Нервы, отходящие от стволов, обозначают как их ветви.'Перейти к предыдущей новости ' ||ПАТОМОРФОЛОГИЯ НЕРВНОЙ КЛЕТКИ И НЕРВНЫХ ВОЛОКОН. Нервные клетки - наиболее ранимые элементы нервной ткани - особенно чувствительны к гипоксемии. Преимущественное поражение того или иного вида нервных клеток зависит от их метаболизма, степени зрелости, функционального состояния.'Новости

БИОХИМИЯ НЕРВНОЙ ТКАНИ.

Химический состав периферических нервов млекопитающих близок к составу белого вещества мозга.

Из различий следует отметить присутствие в периферических нервах значительных количеств белков, электрофоретически ведущих себя как альбумин, низкое содержание в нервах гамма-аминомасляной кислоты и кислоторастворимого фосфора. в седалищном нерве протеолипиды отсутствуют, в зрительном нерве они имеются.

В теле неврона содержится около 65% воды и 35% плотных веществ. От 20 до 25% плотных веществ составляют липиды, причем большую часть их составляют фосфолипиды и страндин - ганглиозидный комплекс. На долю белков приходится около 70% плотных веществ нервной клетки, на долю нуклеиновых кислот -3-5%; остальная часть плотных веществ приходится на углеводы, метаболиты, электролиты и др.

Рис. 18. Системная дегенерация проводящих путей задних столбов спинного мозга человека при спинной сухотке (методика Вейгерта - Паля).

В ядрах нервных клеток содержатся белки и вся ДНК, причем количество ее в пересчете на один неврон такое же, как и в клетках других тканей. На одно ядро нервных клеток коры головного мозга человека приходится 7,1*10-12 г, мозжечка - 6,3*10-12 г ДНК. Содержание липидов в ядре примерно такое же, как в цитоплазме. Ядрышко бедно водой (около 30%), богато белком, содержит РНК.

Примерно от четверти до трети всех белков цитоплазмы связано с РНК, причем эта часть белков сосредоточена в более плотной зоне, непосредственно прилегающей к оболочке ядра, и в виде телец Ниссля. Содержание РНК в нервных клетках зависит от их размеров. Например, в клетках спинального ганглия содержится до 2500*10-12 г РНК на клетку, а в малых пирамидных клетках двигательной зоны коры - 50*10-12г. Липиды составляют около 25% сухого вещества и прзимущественно содержатся в митохондриях, микросомах и в пространствах между тельцами Ниссля. Дендриты имеют состав, близкий к составу тела клетки, но содержание плотных веществ в них значительно ниже. Еще ниже содержание плотных веществ в плазме аксонов.

Миелиновые оболочки нервов представляют собой многослойные образования. Каждый слой состоит из чередующихся белковых (толщиной около 30 А) и липоидных (50-55 А) слоев. Белковый слой состоит из двух монослоев, каждый из которых в гидратированном состоянии имеет толщину около 15 А. Липоидный слой, содержащий холестерин, фосфолипид и цереброзид приблизительно в отношениях 2:2:1, представляет собой бимолекулярную мембрану, ориентированную ионизированными группами к белковому компоненту. Содержание воды в миелиновых оболочках составляет около 30%, причем она связана с гидрофильными группами белков и липоидов.

Миелиновые оболочки облекаются шванновскими клетками в виде очень тонкой пленки, содержащей в расчете на сухое вещество около 70% коллагена. Их цитоплазма по химическому составу близка к цитоплазме других клеток.

Количество невроглиальных клеток (астроциты, олигодендроглиальные и микроглиальные клетки) в ц. н. с. примерно в десять раз превышает число невронов и составляет значительную массу ткани мозга. Содержание плотных веществ в глиальных клетках ниже, чем в невронах, ядра же глиальных клеток, напротив, богаче ими. Содержание РНК и ДНК в расчете на 1 мг азота в клетках глии выше, чем в цельной коре или в белом веществе мозга; выше и отношение количества ДНК к РНК. Общее количество фосфолипидов, отнесенное к 1 мг азота, в глиальных клетках ниже, чем в коре и в белом веществе. Значительную часть их составляют плазмалоген и инозит, содержащие липоиды. Количество холестерина по отношению ко всем липоидам составляет около 10%. В астроцитах обнаружен характерный фибриллярный белок с высоким содержанием диаминокислот и днкарбоновых аминокислот, отличающийся по своему типу от внеклеточных склеропротеинов (типа коллагена).

Наиболее интенсивен обмен веществ в ткани мозга, причем около 80% поглощаемого кислорода идет на удовлетворение потребностей невронов. Потребность в кислороде глиальных элементов при расчете на одну клетку в несколько раз меньше. Поглощение кислорода симпатическими узлами немного ниже, чем поглощение его тканью мозга.

В симпатических узлах, как и в ткани мозга, потребляемый кислород идет почти полностью на окисление продуктов превращения и расщепления глюкозы. Среди различных нервных образований наиболее низок уровень дыхания в нервных волокнах.

Передача возбуждения с неврона на неврон или на эффекторный орган осуществляется в синапсах при помощи медиаторов: ацетилхолина, норадреналина и, возможно, других веществ. В некоторых случаях в области синапсов проявляется действие гистамина, серотонина, гамма-аминомасляной кислоты. Единого медиатора для всех нервных окончаний нет.

Большая часть ацетилхолина находится в связанном состоянии, будучи сосредоточена внутри мельчайших гранул, разрушающихся при некоторых воздействиях на них. Освободившийся ацетилхолин чрезвычайно быстро разрушается холинэстеразой. При воздействии раздражающих агентов содержание ацетилхолина в нервной ткани уменьшается, при анестезии и сне - увеличивается. Некоторые лекарственные средства (атропин, эзерин, резерпин и др.), ядовитые вещества (фосфорорганические яды и др.) оказывают влияние на нервные и психические процессы (например, возникновение галлюцинаций при отравлении атропином, диизопропилфторфосфатом) вследствие нарушения холинергической медиации путем инактивнрэвания холинэстеразы либо блокирования чувствительных к ацетилхолину структур.

Находящийся в нерве норадреналин связан со структурными образованиями нерва и обладает большой устойчивостью. Содержание норадреналина в нервах составляет от 0,1 мкг/г ткани (зрительный, блуждающий нервы) до 18 мкг/г (селезеночный нерв). В периферической части нерва количество его выше. Содержание норадреналина в различных отделах мозга колеблется от 0,02 до 0,2 мкг/г. Для образования норадреналина в нервных волокнах необходимо сохранение их связи с телом неврона: при перерезке волокна его периферическая часть через несколько дней теряет большую часть норадреналина. Освобождение норадреналина из нерва стимулируется ацетилхолином, никотином, резерпином и некоторыми другими веществами.

Гистамин (см. Амины) содержится в различных частях нервной ткани в малых количествах. Значительно содержание его в гипоталамической области мозга. По-видимому, он принимает участие в кожно-сосудистых реакциях. Показано его действие на мозжечок и симпатические центры.

Серотонин встречается в гипоталамусе, в среднем мозге, в дне четвертого желудочка в количестве 1-2 мкг/г. Он не был обнаружен в мозжечке, спинномозговых корешках, в зрительном нерве и т. д. Обнаруживается некоторый параллелизм между содержанием серотонина и ацетилхолина. Повышенное образование серотонина обнаружено при раке, при введении 5-окситриптофана или резерпина. Серотонин, поступающий в кровь, полностью связывается тромбоцитами. Серотонин оказывает сильное действие на ц. н. с., вызывая гипотонию, ослабление активности. Введение в организм человека антагониста серотонина (диэтиламид лизергиновой кислоты) вызывает резкие психические расстройства.

В ткани мозга содержится в значительных количествах уаминомасляная к~та (15-35 мг%). Она является компонентом "вещества I", обнаруживаемого в экстрактах из мозга, и оказывает одинаковое с ним тормозящее действие на дендриты клеток спинного и головного мозга, а также на мионевральные концевые бляшки.

Г. Владимиров.

Текущая новость: "БИОХИМИЯ НЕРВНОЙ ТКАНИ."