WWW.GOLKOM.RU   Добавить в Избранное


БИБЛИОТЕКА ПРИРОДЫ
информационный портал

Главная  Новости  Каталог  Книги  КМЭ  Форум

ТУ  Гербарий  Golkom-Balance  Golkom-Post

 
Регистрация:

Краткая медицинская энциклопедия


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Дошкольный возраст

Перейти к следующей статье 'ДРАКУНКУЛЁЗ'Перейти к предыдущей статье 'ДОПИНГИ'ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ - период развития ребенка от 3 до 6-7 лет. В эти годы происходит дальнейшее физическое развитие и совершенствование интеллектуальных возможностей ребенка. Движения его становятся свободными, он хорошо разговаривает, мир его ощущений, переживаний и представлений становится богаче и разнообразнее.

Рост детей в этот период увеличивается неравномерно - вначале замедляется до 4--6 см в год, а затем на 6-7-м году жизни несколько ускоряется - до 6-8 см в год (период так наз. первого физиологического вытяжения). В целом это период относительно стабильного роста. Усредняя эти цифры, ориентировочно можно считать, что в течение каждого года, начиная с возраста 1 год, ребенок вырастает на 5 см. Прибавка в весе (массе тела) также неравномерна. За 4-й год жизни ребенок прибавляет ок. 1, 6 кг, за 5-й - ок. 2 кг, за 6-й - 2, 5 кг, т. е. в среднем 2 кг в год. Исходя из этого, массу тела ребенка дошкольного возраста можно приблизительно рассчитать по формуле: масса тела ребенка в возрасте одного года + (2 кг х п), где п - возраст ребенка. Если масса тела ребенка в возрасте 1 года неизвестна, то расчет ведут исходя из того, что масса тела годовалого ребенка равна 10 кг. К 6-7 годам масса тела ребенка, к-рую он имел в возрасте 1 года, должна удвоиться. Однако необходимо учитывать, что точную и объективную оценку физического развития и массы тела ребенка можно сделать только на основании сравнения этих показателей с росто-весовыми таблицами или процентильной кривой.

По мере роста и развития изменяются телосложение и осанка ребенка. С 3-4 лет уменьшаются степень выраженности физиол, лордоза (см. Лордоз), размеры живота, относительная масса подкожно-жирового слоя. Отмечаются возрастные изменения и со стороны различных органов и систем.

Кожа в этом возрасте утолщается, становится более эластичной и более стойкой к механическому воздействию, количество кровеносных сосудов в ней уменьшается. Поверхность кожи в пересчете на 1 кг веса у детей до 6-7 лет больше, чем у взрослых, поэтому они могут легко перегреваться или переохлаждаться.

К 5-6 годам позвоночник соответствует форме позвоночника взрослого. Однако окостенение скелета не закончено, в нем еще много хрящевой ткани. Дети в этот период очень подвижны, у них бурно развивается мышечная система, отсюда и значительная нагрузка на скелет. Поэтому важен постоянный контроль за позой ребенка, его движениями и играми. Постель не должна быть слишком мягкой или неровной. Физические нагрузки необходимы, но они должны быть посильными, соответствовать возрасту ребенка.

К 2, 5 годам обычно прорезываются все 20 молочных зубов. С 5-6 лет у детей начинают выпадать молочные и прорезываются постоянные зубы. Чтобы этот процесс проходил правильно, надо постоянно следить за состоянием молочных зубов, своевременно лечить их, обучать ребенка правилам ухода за зубами. В дошкольном возрасте формируются лобные и клиновидные пазухи, рост лицевого черепа опережает рост мозгового.

В конце дошкольного возраста заканчивается формирование грудной клетки и органов дыхания. Ребра постепенно принимают такое же расположение, как у взрослых, развиваются дыхательная мускулатура и ткань легких, появляется так наз. реберное дыхание. Дыхание становится более глубоким и редким (на одно дыхательное движение должно приходиться 4 удара пульса), к 7 годам частота дыханий - 23-25 в 1 мин.

Сердечно-сосудистая система становится более работоспособной и выносливой. Увеличиваются масса сердца и сила сердечных сокращений. Его форма и расположение становятся почти такими же, как у взрослых. Постепенно урежается пульс: к 3 годам - 105 ударов в 1 мин, к 5 годам - до 100 ударов в 1 мин, к 7 - до 85-90 в 1 мин. Артериальное давление имеет тенденцию к повышению. Для ориентировочного расчета кровяного давления можно пользоваться следующей формулой: для систолического давления - 90 + 2n, для диастолического - 60 + п, где п - возраст в годах.

В дошкольном возрасте продолжается развитие желез внутренней секреции. Совершенствуется гипоталамо-гипофизарная система, увеличиваются размеры гипофиза. Достаточный уровень секреции тропных гормонов гипофиза обеспечивает нормальную динамику роста ребенка и функциональное состояние периферических желез внутренней секреции. Увеличивается масса щитовидной железы, гормоны к-рой обеспечивают не только процессы роста, но и необходимы для дифференцировки ц. н. с., обеспечивают нормальное интеллектуальное и психомоторное развитие ребенка. Значительные изменения отмечаются и со стороны надпочечников. Существенных изменений в уровне половых гормонов в этом возрасте не происходит, но отмечается дальнейшее совершенствование строения яичек (см. Яичко) и яичников, их "подготовка" к периоду полового созревания. Определенные возрастные изменения претерпевают поджелудочная железа и паращитовидные железы, увеличивается их масса.

В дошкольном возрасте отмечается также дальнейшее совершенствование иммунной системы. При этом отмечается увеличение синтеза иммуноглобулинов: содержание IgM достигает уровня взрослого человека к 4-5 годам, a IgG - в 5-6 лет. Уровень IgA в дошкольном возрасте ниже, чем у взрослых. Параллельно с этими изменениями заболеваемость детей с 5 лет (в ряде случаев и раньше) заметно снижается, отмечается более легкое течение многих болезней.

У детей дошкольного возраста происходит дальнейшее совершенствование психики, интеллекта и двигательных навыков. Дети этого возраста уже достаточно определенно выражают различные эмоции, у них развиваются определенные черты характера, формируются моральные понятия, представления об обязанностях. Дети повторяют многие действия взрослых. Словарный запас постепенно увеличивается до 2000 слов и более. В разговоре дети уже используют сложные фразы и предложения, легко запоминают стихи, могут составить небольшой рассказ. Они начинают уверенно держать в руках карандаш, рисуют различные предметы, животных.

В 2, 5-3 года параллельно с интеллектуальным развитием происходит половая ориентация ребенка, к-рая окончательно формируется именно в дошкольном возрасте. Уже в 3 года большинство детей могут назвать не только свой возраст, но и пол. В 4-6 лет дети начинают играть в родителей, в дочки-матери, в больницу и др., в игре выполняют (на уровне своего понимания) роль одного из родителей. При этом проявляется определенный интерес к половым различиям. Во время игр, при расспросе взрослых и сверстников дети постепенно получают информацию о строении наружных половых органов и определенные сведения о деторождении. В качестве модели для подражания дети, как правило, выбирают близких родственников. В это время очень важно обратить внимание родителей на необходимость поддержания устойчивых и доброжелательных взаимоотношений с ребенком и между собой.

Питание. Жел. -киш. тракт у детей дошкольного возраста достигает значительного развития. Длина пищевода в возрасте от 2 до 5 лет увеличивается с 13 до 16 см, диаметр - с 13 до 15 мм. Продолжается увеличение емкости желудка, завершается формирование его кардиального отдела. Увеличивается длина и площадь поверхности кишечника. Нарастают масса и размеры поджелудочной железы, печени. Пищеварительные соки, вырабатываемые желудком и кишечником, содержат достаточное количество ферментов, способных переваривать довольно разнообразную пищу животного и растительного происхождения. Поэтому питание детей старше 3-4 лет мало чем отличается от питания взрослых.

За завтраком и ужином ребенок должен получать по 25% общей суточной калорийности пищи, в обед - 30-35%, в полдник - 15-20%. Детям не следует давать крепкий чай, кофе, острые соусы. Приправой могут служить лук, чеснок, петрушка и другая зелень. Крепкие бульоны, шоколад и шоколадные конфеты, торты и пирожные, апельсины, мандарины лучше ограничивать. Ребенок нуждается в достаточном количестве витаминов, белков, углеводов. Блюда из мяса и рыбы предпочтительнее давать на завтрак и в обед. На ужин рекомендуются молочные и овощные продукты, блюда из крупы и творога.

С 3 лет дети могут есть вполне самостоятельно. При этом необходимо обратить внимание родителей на строгое соблюдение ребенком режима питания. Кормить ребенка следует не раньше чем через 30 мин после подвижной игры или прогулки, ужинать он должен за 2 ч до сна. Примерный режим дня ребенка дошкольного возраста представлен в таблице.

Уход. Правильный уход за ребенком не только может выработать у него необходимые гиг. навыки, но имеет и воспитательное значение.

Комната, в к-рой находится ребенок, должна быть светлой, уютной, постоянно проветриваться (3-4 раза в сутки зимой, а летом окно или форточка при хорошей погоде должны быть постоянно открыты), температура воздуха в ней должна поддерживаться на уровне 18- 20°C. Необходимо, чтобы родители содержали в чистоте и порядке все окружающие детей вещи. Ребенка следует активно привлекать к уборке комнаты и игрушек.

Необходимо постоянно следить за осанкой ребенка, его позой во время игры и занятий за столом. Во время рисования, лепки, чтения книги расстояние от глаз до стола должно составлять 30-35 см. Мебель желательно подобрать соответственно возрасту или максимально приспособить имеющуюся, сделав более удобной, напр, поставить под ноги скамейку, если стул высокий, сиденье поднять до такого уровня, чтобы локти ребенка свободно лежали на столе. Для предупреждения плоскостопия ребенка приучают носить обувь на невысоком каблуке. Очень важно обращать внимание родителей на обучение ребенка правилам личной гигиены. Купать ребенка и стирать его белье следует только детским мылом. Ребенка 3-4 лет купают не реже 2 раз в неделю, 4-5 лет - не реже одного раза в неделю. Температура воды 37-39°C, продолжительность купания - 15-20 мин.

До 6 лет ребенок должен спать один раз днем. Подготавливать его ко сну нужно постепенно: успокоить после игры, проследить за вечерним туалетом и др. Перед сном комнату обязательно проветривают.

Физическое воспитание. Адаптационные (приспособительные) возможности органов дыхания и сердечно-сосудистой системы в дошкольном возрасте намного ниже, чем у взрослых. Поэтому физические упражнения для детей строго дозируют в соответствии с их возрастом. Недопустимо, когда на прогулке взрослый идет своим обычным шагом, а ребенку приходится бежать, еле поспевая за ним. Физические упражнения с детьми дошкольного возраста проводятся в виде имитационных движений и игр, в к-рых ребенок должен стремиться воспроизвести по указанию взрослого знакомые ему образы. Летом лучше заниматься во дворе, в саду, на лужайке, в холодное время года - в хорошо проветренной комнате, желательно при открытой форточке. Чтобы занятия были разнообразнее и увлекательнее, используют мячи, флажки, обручи, скамейки, лесенки и др. Физические упражнения с детьми лучше проводить через 1, 5-2 ч после завтрака или дневного сна. Если родители находят время для занятий только вечером, проводить их надо не позднее чем за 1 ч до сна. Полезны занятия в форме так наз. "двигательных рассказов", когда взрослый предлагает ребенку выполнить ряд последовательных движений, создавая знакомые ему образы (птичка, дровосек, паровоз, вот такие деревья большие, самолет летит и т. д.). Основной принцип физического воспитания малышей - заниматься физическими упражнениями играя. Веселый тон, шутка, смех, активное участие взрослого в игре всегда увлекают ребенка. Исходные положения необходимо разнообразить (стоя, сидя, лежа, на четвереньках, присев), т. к. маленькие дети неусидчивы и не могут долго находиться в одном и том же положении. Повторяют движения от 2-3 до 5-6 раз. После трудных упражнений делают кратковременные паузы для отдыха (30-60 с), придавая им развлекательную форму, напр, "собачка села отдохнуть", "мишка лег спать" и т. д. К детям нужно подходить индивидуально, с учетом их двигательных навыков, и следить, чтобы ребенок не переутомился. Постепенно одни упражнения заменяют другими, проводят утреннюю зарядку. Обязательны также подвижные игры, особенно летом, на открытом воздухе. Игры способствуют не только физическому развитию детей и их двигательных навыков, но и воспитывают в них волю, формируют определенные моральные качества и личность ребенка. Для детей 3-4 лет игры подбирают с простым и конкретным содержанием (напр., "гуси пошли гулять, их испугал волк, и они прибежали домой"). В 5- 6 лет игры усложняют, вводят элемент соревнования. Игры для детей 6-7 лет должны содержать разнообразные и сложные движения - бег, лазанье, прыжки, причем нужно добиваться правильного их выполнения и заинтересовать ребенка конечным результатом выполняемых им действий. Часто дети играют в придуманные ими самими игры, к-рые, как правило, достаточно подвижны, и нет нужды ограничивать их, следить за каждым движением. Такие игры не менее полезны и развивают творческую инициативу. самостоятельность, уверенность в себе.

С дошкольного возраста детей начинают учить плаванию, катанию на коньках, лыжах, санках, велосипеде. Это доставляет им огромное удовольствие, развивает физически и укрепляет здоровье, делает смелыми, терпеливыми и упорными в достижении поставленных целей. Обучать плаванию рекомендуется с 4-5 лет. Делают это постепенно. Вначале приучают не бояться воды, свободно передвигаться в воде на неглубоком месте. Затем учат окунаться в воду с головой, плавать с резиновыми игрушками и только потом - основным координированным движениям рук и ног во время плавания.

Кататься на коньках можно с 5-6 лет. В обучении катанию на коньках также необходимы последовательность и постепенность. Вначале учат стоять на коньках, скользить на них с помощью взрослого, а уже потом дети двигаются самостоятельно, осваивают повороты и др.

На санках самостоятельно дети могут кататься с 3-4 лет. Начинают с небольших горок или пологих склонов. Взрослый должен научить ребенка приемам управления санками. В 3-4 года малыша можно уже учить кататься и на лыжах. Длина лыж должна быть равна росту ребенка с вытянутой вверх рукой, а палок - до подмышечных впадин. Кататься на лыжах ребенок должен в валенках; крепления выбирают по размеру валенок, с ремешком, охватывающим пятку.

Катанию на велосипеде детей обучают с 3 лет. Вначале лучше освоить трехколесный велосипед, а с 5 лет можно переходить на двухколесный. Необходимо, чтобы размеры велосипеда соответствовали возрасту ребенка. Ноги должны свободно доставать до педалей, а руль поднять настолько, чтобы спина была прямой. Спортивные развлечения не только укрепляют ребенка физически, но и закаливают его.

Закаливание. При правильном закаливании постепенно вырабатывается способность легче переносить неблагоприятные воздействия окружающей среды, прежде всего перегревание и переохлаждение. Закаливание способствует формированию у детей силы воли, выносливости и предупреждает различные заболевания. Однако, чтобы избежать осложнений, необходимо строго соблюдать основные правила закаливания. Все процедуры должны соответствовать возрасту ребенка. Их нужно проводить постоянно, регулярно, в одно и то же время: силу и интенсивность воздействия на организм (температуру, время и др.) следует изменять осторожно и постепенно; необходимо внимательно следить за самочувствием ребенка. При переохлаждении (озноб, дрожание, "мурашки" на коже, посинение губ) или перегревании (вялость, головная боль, покраснение лица, сильная потливость) процедуру следует немедленно прекратить. При переохлаждении ребенка надо согреть, растереть его мягким полотенцем, дать горячее питье; при перегревании - увести в тень, обтереть влажным полотенцем или облить водой t°C30-36°C, на голову положить влажное полотенце; дальнейшие процедуры прекращают до консультации с врачом. Основными факторами закаливания являются свежий воздух, солнечные лучи и вода.

Закаливание воздухом. Чистый свежий воздух нужен ребенку любого возраста, но особенно детям, к-рые часто болеют острыми респираторными заболеваниями и к-рых порой слишком оберегают - кутают, умывают теплой водой. Такие "меры профилактики" ничем не обоснованы и могут принести только вред. Комнату, где находится ребенок, зимой проветривают 3-4 раза в день, а летом окно или форточка при хорошей погоде должны быть открыты постоянно. Перед сном помещение обязательно проветривают. Зимой дети дошкольного возраста должны проводить на улице не менее 3-4 ч в день, а летом - большую часть дня. Одежду подбирает в зависимости от характера прогулки и времени года.

Одним из элементов закаливания воздухом являются воздушные и солнечные ванны. Зимой воздушные ванны проводят в хорошо проветренном помещении. Начальная температура не ниже 19°C. Постепенно ее снижают каждые 3-4 дня на 1°C путем проветривания, но не ниже 15-16°C. Продолжительность первой воздушной ванны не более 5-10 мин, потом ее постепенно увеличивают до 30-40 мин. Ослабленным детям воздушные ванны проводят осторожно по рекомендации врача. Летом воздушные ванны проводят на свежем воздухе при температуре не ниже 18°C в тени или под тентом. Начинают с 5-10 мин и постепенно продолжительность процедуры увеличивают до 2-3 ч. Лучшее время - с 8 до 12 ч дня. Как летом, так и зимой ванны следует сочетать с подвижными играми или физическими упражнениями; принимать их можно 1-2 раза в день.

Солнечные ванны проводят очень осторожно, чтобы избежать перегревания, солнечного удара (см. Тепловой удар), ожогов кожи и заболеваний глаз. Обязательно надевают головной убор. Принимают ванны 1 раз в день через 1- 2 ч после завтрака. Лучшее время от 10 до 12 ч. При этом температура воздуха в тени не должна быть ниже 18-20°C. Продолжительность первой солнечной ванны не более 2 мин (1 мин ребенок лежит на животе, 1 мин - на спине). Затем каждые 2-3 дня время пребывания на солнце увеличивают на 1 мин и постепенно его доводят до 30 мин. После солнечной ванны ребенка помещают в тень, проводят водные процедуры (обливание водой t°C 30-36°C, обтирание или купание).

Закаливание водой. Водные процедуры проводят осторожно и постепенно. Начинают с самого простого - умывания, обтираний, мытья ног. При обмывании водой лица, шеи, груди и рук до локтя температура воды вначале должна быть 30°C. Каждые 1-2 дня ее снижают на 1°C и постепенно доводят до 16-14°C. Затем можно начинать обмывания до пояса. Температура воды вначале 36°C, постепенно ее снижают до 18-20°C.

Обтирания проводят концом махрового полотенца или шерстяной рукавицей, смоченными водой. После этого кожу растирают сухим мягким полотенцем до покраснения. Делают это постепенно: вначале обтирают одну руку и растирают сухим полотенцем, потом другую, переходят на грудь, живот и т. д. Начальная температура воды 32-33°C, постепенно ее снижают (на 1°C в неделю) до 18-20°C. При небольшом перерыве в обтираниях начинать их следует с температуры воды, к-рая была в последний раз. Продолжительность процедуры не более 4-6 мин.

Через 1, 5 мес. после начала обтирания можно переходить к обливаниям. Их проводят как летом, так и зимой. Летом лучше делать это на открытом воздухе при температуре в тени не ниже 18°C, пользуясь лейкой, кувшином или душем. Вначале обливают шею, потом грудь, спину и т. д. Температура воды вначале 35-36°C, затем ее постепенно понижают (на 1°C каждые 3-4 дня) до 20-22°C. Голову ребенка обливать не следует. После обливания кожу растирают до легкого покраснения махровым полотенцем, при этом движения должны быть направлены от кистей рук к плечу, от стопы к бедру. Длительность процедуры не должна превышать 2 мин. Зимой обливания проводят в ванной комнате по тем же правилам.

Перед сном можно провести еще одну водную процедуру - обмывание ног. Начальная температура воды 33°C; каждые 2-3 дня ее снижают на 1°C, доводят до 16-18°C.

При купании сочетают воздушные и солнечные ванны с водными процедурами. Это благотворно влияет на организм ребенка. Купание проводят в безветренную погоду при температуре воздуха 24- 25°C и воды 22-23°C. После еды должно пройти не меньше 1 ч. Необходимо следить за тем, чтобы ребенок в воде больше двигался, начинать следует с 2-3 мин, постепенно увеличивая время купания до 10-15 мин.

Диспансерное наблюдение. Детей в возрасте 4-7 лет 1 раз в год осматривает врач. Необходимо обращать внимание на состояние зубов (кариес), органов зрения, развитие речи, опорно-двигательный аппарат, на выявление очагов хрон, инфекции (хрон, тонзиллит, гайморит и др.). Ежегодно проводятся лабораторные исследования: общий анализ крови и мочи, анализ кала на яйца глистов.

Важным моментом является подготовка ребенка с 5 лет к школе. Врач и медсестра проводят полное обследование ребенка с последующей оценкой его физического и интеллектуального развития. В сельской местности активное участие в диспансерном наблюдении принимает фельдшер под руководством врача. Особое внимание следует уделять детям часто болеющим, с неблагоприятным анамнезом (недоношенность, родовая травма, гемолитическая болезнь новорожденных).

См. также Детская поликлиника, Детские дошкольные учреждения, Диспансеризация, Иммунизация.

М. Ф. Логачев.


Краткая Медицинская Энциклопедия, издательство "Советская Энциклопедия", издание второе, 1989, Москва


Поделитесь в социальных сетях:





Главная  Новости  Каталог  Книги  КМЭ  Форум

ТУ  Гербарий  Golkom-Balance  Golkom-Post


Copyright © 2002-2022 "Библиотека природы"
По вопросам размещения рекламы на сайте: info@golkom.ru